Угольщики просят вернуть скидки по железнодорожному тарифу для экспортных направлений

На сегодняшний день серьезные проблемы коснулись экспорта угля, где ощущается существенный спад в погрузочных работах. В том году экспорт сырья был на 9,3% больше, чем в нынешнем году. Так, за последние 8 месяцев количество угля составило всего 131,2 млн. тонн. Угольное производство стало меньше отправлять сырья на экспорт. Основной причиной этого являются не только введенные санкции, понижение российского индекса, но и изменение самой географии поставок, из-за чего пришлось пересмотреть маршруты доставок. Все это, по словам Игоря Куроченко, руководителя департамента по стратегии и аналитике «Железнодорожных перевозок горно-металлургических грузов», стало причиной довольно сложной ситуации, которая сложилась в подведомственной отрасли.

Рынки АТР являются весьма интересными и желанными для всех экспортеров, но останавливают трудности, возникающие при прохождении через Восточный полигон. После введенного ЕС 10 августа запрета на покупку угля всем поставщикам пришлось пересмотреть все свои устоявшиеся и проверенные маршруты доставки. Самыми популярными стали направления Турции, Индии, Пакистана и Марокко. Это напрямую привело не только к увеличению дальности следования всех грузов в 2 раза, но и фрахта сразу вчетверо.

70% всего существующего балкерного флота на сегодняшний день принадлежат недружественным странам. Все это привело к тому, что оставшиеся судна перестали справляться с выпавшей на них нагрузкой, и к удорожанию их услуг. Все произошедшие изменения затронули и железнодорожные перевозки, где тарифы были проиндексированы на 11%. При этом были отменены самые востребованные и необходимые в данной сфере:

  • понижающий коэффициент (0,895) на отправку энергетических углей на экспорт;
  • коэффициент (0,4) на дальность перевозки свыше 3,3 тыс. км.

Все это привело к тому, что перевозка на некоторых маршрутах сильно подорожала:

  • Кузбасс – Ванино вырос на 60%;
  • Кузбасс – Мурманск – на 52%;
  • Кузбасс – Тамань – на 47%.

В совокупности все эти изменения привели к довольно плачевным последствиям для угольной отрасли. По самым ранее загруженным маршрутам на Мурманск, Усть-Лугу, Высоцк, сухопутные погранпереходы, отгрузка угля была снижена по сравнению с прошедшим периодом сразу на 17%.

Дорогая доставка и транспортировка угля делает некоторые направления совершенно не выгодными, так случилось и с экспортом из Хакасии. Как объявил представитель СУЭК о сложившейся ситуации, если так продлится в 2023 году, то следом за Хакасией может последовать и Кузбасс.

Что делать? И. Куротченко предлагает несколько вариантов, которые смогут поддержать и сохранить от падения объема отправляемого угля:

  • вернуть ранее имеющийся понижающий коэффициент 0,4 на все дальние перевозки;
  • на порты Северо-Запада установить скидки в объеме 12,8%, которые будут действовать в существующих рамках тарифного коридора РЖД.

Если не предпринимать экстренных мер по урегулированию данной проблемы, а цены продолжат падать, то рано или поздно все это приведет к тому, что отгрузка FOB Балтика будет полностью прекращена. Это станет причиной не только разрушения угольной отрасли, потерей рыночных договоров и маршрутов. По мнению экспертов, сегодня мало возможностей восстановить объем товара на внешнем рынке за счет внутреннего. Нужно или быстро разрешать проблемы на восточном полигоне или начать активно разрабатывать западное направление. Только за последний месяц количество отгруженного угля снизилось сразу на 8% по сравнению с этим же месяцем прошлого года. Если брать ситуацию за 9 месяцев, то по статистике за 2021 год отгрузка снизилась на 5,9%.

Состояние дел у производителей и перевозчиков энергетических углей на сегодняшний день выглядят лучше, чем у экспортеров других коксующихся марок. Остается небольшой шанс, что Европа, которая в преддверии холодов столкнулась с дефицитом энергоносителей, сможет расшатать сложившуюся ситуацию на мировом рынке и постепенно вытянет российскую отрасль из столь сложной ситуации.

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *