Уголь переваливается с востока на запад

Правительством рассматривается вероятность возвращения скидок на железнодорожные угольные перевозки для всех морских портов северо-западного направления. Учитывая введенный ЕС эмбарго, таким образом, хотят увеличить объем угольного экспорта в азиатском направлении и немного разгрузить восточный полигон.

Напомним, понижающие коэффициенты 0,895 за экспортную перевозку угля и 0,4 за дальность отменили с 1 июня до 31 августа, а затем этот период продлили до декабря 2022 года. Сейчас поставки в Азию из портов Дальнего Востока и Юга для экспортеров рентабельны, однако их ограничивает пропускная способность дорожного полотна.

Наиболее востребованным путем для экспортирования угля из России по-прежнему остаются Западные ворота (морской проход в узком месте Балтийской косы). Представители «РЖД» отметили, что за октябрь 2022 года погрузка экспортного угля на северо-западные порты увеличилась на 8,6% (при сравнении с октябрем 2021 года). При этом информацию об экспорте полезного ископаемого по всем российским бассейнам пока не предоставляют.

В целом, увеличение поставок составило 4,6 млн. тонн. Международный отраслевой брокер Gibson объясняет рост экспорта ослаблением санкций на судоходные компании Европейского союза. Им разрешили продолжить транспортировку угля из России в так называемые третьи страны.

Аналитический отдел BIMCO (Балтийский и международный морской совет) ранее отметил, что за прошедшие три квартала 2022 года угольный экспорт уменьшился на 7% (для сравнения брали цифры за январь – сентябрь прошлого 2021 года). Вывоз угля с коксом из российских портов упал до показателя 150,3 млн. тонн (примерно на 3%). Как правило, наибольший объем поставок экспортного угля осуществлял Дальневосточный бассейн (ключевые его терминалы: АО «Дальтрнасуголь», АО «Восточный порт», ПАО «Владивостокский морской торговый порт», ООО «Порт Вера», АО «ВТУ», АО «Находкинский МТП», АО «Торговый порт Посьет»).

Терминалы Балтийского бассейна (ООО «Новые коммунальные технологии», АО «Ростерминалуголь» и ООО «Порт Высоцкий») уменьшили объемы отгрузок до 28,8 млн. тонн (на 21% меньше).

Терминалы Азово-Черноморского бассейна (АО «Туапсинский МТП», ООО «ОТЭКО-Портсервис») в свою очередь, наоборот, повысили процент отгрузок на 26,7%. Объем экспорта составил 30,8 млн. тонн.

В качестве ключевых факторов роста процента отгрузок с Северо-Западных портов отмечают чрезмерную нагрузку Восточного полигона. Здесь просто не успевают собирать заявки от добытчиков полезного ископаемого. Как отметил Сергей Кондратьев (зам. Руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов), спрос на качественный российский продукт начал восстанавливаться. И это, несмотря на сохранение высокой стоимости и дисконтов от угольных промышленностей России. На данный момент стали увеличиваться отгрузки из балтийских портов в Индию, Турцию и североафриканские страны.

Ленинградские же порты остаются привлекательными для угольщиков. Они по-прежнему предлагают сбалансированные тарифные сетки, а также перенаправляют потоки из балтийских стран.

Напомним, что с апреля этого года от импорта из России отказалась Австралия, с февраля – Америка, а в августе отказ был получен из Европейских стран. До конца этого года планирует остановить закупки у России и Великобритания. О поэтапном минимизировании потребления энергетического российского угля заявляют Южная Корея с Японией. Это, несмотря на то, что Россия по-прежнему вторая по мировым запасам угля и на шестом месте по его добыче. Вместе с Австралией и Индонезией Российская Федерация лидирует по поставкам угля, а их общая экспортная доля равна 80%.

Объявив в августе об эмбарго на экспорт российского угля, в сентябре Евросоюз решил дать по нему разъяснения. Странам ЕС разрешили финансировать транспортировку и страховать судна, а также осуществлять перевозку в третьи страны. С 5 декабря «заработает» новое эмбарго. На этот раз на нефтепродукты с нефтью из России, но США думают разрешить совершать сделки с нефтяным грузом до 19 января 2023 года. Специалисты Gibson Shipbrokers отмечают, что при отсутствии потолка стоимости на нефть европейские суда смогут продолжить транспортировку нефти в третьи страны, то есть повторить ситуацию с российским углем.

Что касается импортеров российского энергетического угля, в 2022 году лидером продолжает оставаться Китай, чья доля от общего импорта составляет 22,6%. И это все, несмотря на сокращение объемов транспортировок в Китай на 25,7%. Стоимость энергетического угля там составляет примерно 170$, а российский уголь они приобретают за 115-120$ (это с учетом предоставляемой скидки). Увеличила импорт полезного ископаемого и Индия. За восемь месяцев этого года объемы увеличились до 4,37 млн. тонн (в 2,2 раза).

Аналитики Минэкономразвития предрекают снижение объема добычи угля на 20 млн. тонн по сравнению с прошлым годом. Причиной этому остается сокращение доли экспорта. В Международном энергетическом агентстве предполагают рост спроса на уголь в мире до 8 млрд. тонн в 2022 году, а это на 1% больше, чем в 2021 году. Институт энергетики и финансов прогнозирует снижение экспорта угля до 200 млн. тонн в год.

Чтобы восстановить загрузку портов на северо-западе, в правительстве планируют ввести для них скидки на железнодорожную транспортировку угля. Сергей Кондратьев также отметил, что скидки остаются актуальным вопросом, даже несмотря на динамику отгрузок в октябре. Это объясняется тем, что большой поток связан не с хорошей конъюнктурой, а  с отсутствием выбора у угольной промышленности – по причине дефицита пропускной способности Восточного полигона.

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *